Свет на сцене

Свет – одно из важнейших средств художественной выразительности спектакля. Световая аппаратура в театре сегодня чрезвычайно сложна и многообразна. Насчитывается несколько основных видов сценического освещения:

 

1. Верхний свет – осветительные приборы (прожекторы и софиты) подвешиваются над игровой частью сцены в несколько рядов (первый план, второй план и т.д.)

 

2. Боковой свет – прожекторы, установленные на портальных кулисах и боковых осветительских галереях.

 

3. Выносной свет – прожекторы, устанавливаемые вне сцены, в различных частях зала, в том числе – на специальных осветительских балконах. К выносному свету относится и т.н. рампа (франц. rampe, от ramper – отлогий спуск) – световая аппаратура, установленная на полу сцены по ее переднему краю и спрятанная за бортиком просцениума. Служит для освещения сцены спереди и снизу.

 

4. Горизонтный свет – аппаратура, предназначенная для освещения т.н. горизонта – специальной декорации в форме плоской задней завесы (полукруглой или купольной).

 

5. Специальный свет – локальные источники света, вмонтированные в декорацию (канделябры, свечи, костры, фонари, факелы и т.п.), и изготовленные в соответствии с замыслом художника-сценографа.

 

При необходимости на сцене или в сценических люках устанавливается дополнительная световая аппаратура для создания специальных эффектов (локальная подсветка; освещение контражуром; световой занавес; стробоскоп – прибор для создания мерцающего, дискретного эффекта; и т.д.).

 

До развития современных технологий световым оформлением сцены управляли вручную, осветители во время спектакля находились в разных точках размещения аппаратуры. В современном театре всей световой аппаратурой управляют централизованно, с помощью компьютерных программ; как правило – из главного регуляторного узла.

 

В процессе подготовки спектакля непременно проводятся световые репетиции, во время которых режиссер, совместно с художником-постановщиком и светорежиссером, устанавливают освещение для каждой сцены. Таким образом составляется подробная световая партитура спектакля, определяющая порядок и комплектацию включения конкретных осветительных приборов; реплики (текстовые, пластические, музыкальные, монтировочные и т.п.), являющиеся сигналом для световой перемены; регулирование световых потоков; цвета светофильтров; интенсивность напряжения и т.д. и т.п. Осветители, отвечающие за проведение спектакля, обязаны в точности соблюдать установленную партитуру.

 

В современном театре возможности света поистине безграничны, ему подвластно создание самых разнообразных эффектов. Иногда именно свет становится главным компонентом художественного оформления спектакля. Таким образом, осветители являются полноправными участниками всей постановочной группы спектакля, наряду с представителями остальных творческих и технических профессий.

 

 

рампа (светотехника) — невысокий длинный барьер, проходящий вдоль авансцены и прикрывающий со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены; театральная осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены; осветительное устройство в театре (по материалам Википедии)

РАМПА (театр.) место перед авансценой, где устанавливается ряд ламп. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.)

 

В свете рампы и софитов

РАМПА -ряд ламп, освещающих сцену и совершенно закрытых со стороны зрительного зала; смотря по надобности, освещение можно усиливать и уменьшать. (Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.)

 

 

Театральные прожекторы SHOWTEC

Прожекторы PAR

 

PAR (Parabolic aluminized reflector, параболический алюминиевый рефлектор или «парблайзер»), — безлинзовый прожектор в алюминиевом корпусе с нерегулируемым углом светового потока, использующий в качестве источника света лампу — фару (источник света, конструктивно напоминающий автомобильную фару и сочетающий в одном корпусе галогеновую лампу, отражатель и стеклянный рассеиватель).

Основными достоинствами театрального или концертного осветительного прибора этого типа являются незначительный вес, простота использования и низкая стоимость, как следствие, возможность применять большие массивы прожекторов PAR для освещения различных сцен и создания разнообразных световых композиций во время спектакля, шоу или концерта.

Различают 4 типа применяемых в театральном прожекторе данного типа ламп — с очень узким (VNSP), узким (NSP), средним (MFL) и широким углом (WFL) раскрытия луча.

Следящие осветительные приборы (прожектор- следящая пушка)

 

Очень популярный и необходимый вид осветительного оборудования. Профессиональные следящие прожекторы SHOWTEC (следящие пушки), предназначены для использования на концертах, в театрах, в телевизионных студиях и т.д., позволяют создавать осветительные эффекты на перемещающихся объектах.

 

Как правило, такие осветительные приборы имеют несколько светофильтов, способны демонстрировать эффект стробоскопа и др.

 

ПОНЯТИЕ СВЕТОВОЙ ПАРТИТУРЫСветовая партитура — документ, содержащий запись световогооформления спектакля и предназначенный для его точного воспроиз­ведения. Световая партитура составляется в определённой последова­тельности. В ней фиксируются:­ направление света осветительных приборов;­ цвета помещённых в них фильтров;­ номера групп включений;­ номера световых программ.В световой партитуре отражаются все моменты сценического дей­ствия, в которых необходимы световые переходы, затемнения, словом,все технические средства и приёмы, которые и позволяют создать пол­ноценную часть спектакля — художественный свет.Световая партитура дополняется световыми планировками. Световыепартитуры составляются и уточняются во время светомонтировочных реLпетиций.Световой переход — изменение режима питания осветительных при­боров, участвующих в создании светового оформления, по отношениюк предшествующей световой программе (переход к новой световой про­грамме).Световая программа определяет режимы питания световых прибо­ров, участвующих в световом оформлении спектакля, на установлен­ный отрезок времени.Светомонтировочная репетиция — технологический процесс, в ходекоторого совершенствуются действия работников ЭЛО (электроосвети­тельного отделения) по воспроизведению светового оформления спек­такля. В ходе световых репетиций в соответствии с задачами, которые ставят перед художником по свету режиссёр и сценограф, монтируетсяи создаётся световое оформление спектакля: окончательно определяет­ся количество приборов, направление их лучей, уточняется, какие све­тофильтры в каком приборе следует применить. Устанавливается свето­вая картина и записываются световые программы. Конечная цель све­товой или светомонтировочной репетиции — составление световой партитуры спектакля.Сегодня нет единого стандарта для оформления световой партитуры спектакля.
 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz