И – Э – А – О – У – Ы.                       (Основная таблица) 

-------------------------------

 

Би бэ ба бо бу бы

Пи пэ па по пу пы

Би-пи ,бэ-пэ ,ба-па ,бо-по, бу-пу,бы-пы

Пи-би,пэ-бэ ,па-ба, по-бо,пу-бу,пы-бы

 Был бык тупогуб тупогубенький бычок.

У бела быка губа была тупа. 

Купи кипу пик. Пик кипу купи. Кипу пик купи.

-(АРТИКУЛЯЦИЯ ПРЕУВЕЛИЧЕННАЯ)---------------------

Ви,вэ,ва,во, ву,вы

Фи,фэ,фа,фо,фу,фы

Ви-фи,вэ-фэ,ва-фа,во-фо,ву-фу,вы-фы

Фи-ви,фэ-вэ,фа-ва,фо-во,фу-ву,фы-вы

Волховал волхв в хлеву с волхвами

У Феофана Митрофаныча

три сына Феофаныча

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Дикция ,артикуляция,скороговорки

 

Для того, чтобы речь стала внятной и понятной, необходимо сделать каждый звук точным и красивым в звучании. Мы часто сравниваем речь с красивым ожерельем, в котором все драгоценные камушки должны быть филигранно обработаны. Только в таком случае ожерелье имеет истинную ценность.

Важно помнить, что каждый звук, кроме эстетической нагрузки, отвечает за передачу содержания слова, его значения и смысла. А так как для нас это наиглавнейшая задача, то и произнесением звуков без искажений мы занимаемся тщательно и упорно.

«Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает чтецу и актеру выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя. Неясность дикции, наличие какого-либо недостатка (картавость, шепелявость и т.п.) отвлекают внимание слушателей от содержания речи» .

Хорошая дикция зависит от правильной артикуляции..

 

Артикуляция – это движение всех органов, участвующих в процессе произнесения звука. К этим органам относятся активные «артикуляторы», о которых мы говорили выше – челюсти, язык и губы, и пассивные: альвеолы (бугорки над верхними зубами), твердое и мягкое небо.

 

Артикуляционная гимнастика губ

 

«Покусывания»

Начинаем гимнастику с двойных покусываний пооче-редно верхней и нижней губ

 с убыстрением ритма.

 

«Жвачка»

Делаем активные и крупные жевательные движения челюстями, при смыкании челюстей происходит «поче-сывание» губ с внутренней стороны.

 

«Почесывания»

Нижние зубы почесывают верхнюю губу.

Верхние зубы почесывают нижнюю губу.

Начинаем медленно, затем увеличиваем ритм движе-ний.

«Шторки»

На счет «раз» – верхняя губа поднимается так, что об-нажаются зубы.

На счет «два» – губы принимают спокойное положе-ние.

На счет «три» – опускается нижняя губа, обнажая зубы.

На счет «четыре» – губы возвращаются на место.

«Хоботок - улыбка»

Губы вытягиваем вперед, как для поцелуя. Фиксируем их в таком положении на три секунды. Затем растяги-ваем их в улыбку, не обнажая зубов, и снова фиксиру-ем. Снова вытягиваем. Растягиваем в улыбку, обнажая зубы.

По мере выполнения упражнения увеличиваем ритм.

 

«Горизонталь»

Собрать губы в «пятачок», вытянуть их вперед и де-лать максимальные движения влево – вправо, с фик-сацией в крайних точках. Упражнение, как и предыду-щие, делается с убыстрением.

 

«Вертикаль»

«Пятачок» двигается вертикально. Вверх – точка, вниз – точка. Постепенно убыстряем.

 

«Крест»

Совмещаем два предыдущих упражнения и делаем вытянутыми вперед губами следующие движения: вверх, вправо, вниз, влево. После 8 «крестов» меняем направление.

 

«Круги»

Собрав губы в «пятачок», делаем ими круговые движе-ния. Сначала по часовой стрелке, затем против часо-вой стрелки.

 

«Рекламная растяжка»

Представляем огромную рекламную растяжку через Тверскую улицу и начинаем губами, вытянутыми в «пя-тачок», писать красивыми буквами свое полное имя, отчество и фамилию.

Выполняя весь этот блок упражнений, следим за тем, чтобы ра-ботали только губы. Иногда полезно придерживать рукой нижнюю челюсть, чтобы наверняка исключить ее движение.

 

 

 Артикуляционная гимнастика

для языка

 

«Двойные уколы в щеки»

При сомкнутых губах и разомкнутых челюстях делаем резкие и сильные двойные уколы попеременно то в левую, то в правую щеки.

 

«Жало»

Острым и длинным языком, подобно змее, производим двойные уколы в выбранную точку, которая может располагаться в любом месте нашей аудитории (внизу, вверху, справа, слева, сзади).

 

 

«Часовая стрелка»

Это упражнение имеет два варианта.

Первый вариант: Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Производим вращательные движения языком за сомкнутыми губами. Язык гладит верхние и нижние десны.     Направление языка меняем.

Второй вариант: Повторяем в точности те же движения, с той лишь разницей, что язык оказывается за зубами и гладит по кругу мягкое небо и уздечку. В этом варианте упражнения основная нагрузка приходится на корень языка.

 

«Чаша»

Упражнение, как и предыдущее, выполняется в двух вариантах.

Первый вариант: Сильно открыть рот, широкий язык вынуть изо рта, поднять его кверху, подержать в таком положении и убрать в широко открытый рот. Только после того как кончик языка коснется верхнего неба, закрыть рот.

Второй вариант: Проделать то же упражнение, не открывая при этом рта. Нагрузка снова же приходится на корень языка.

 

«Окно»

Это блок упражнений, в котором мы используем ту же технологию, что и в гимнастике для губ.

Сильно открываем рот (окно) и оставляем его в таком положении до конца выполнения каждого отдельного упражнения, в котором работает максимально высунутый изо рта и напряженный язык:

«горизонталь» (язык перемещается влево – вправо);

«вертикаль» (вверх – вниз);

«крест» (вверх, вправо, вниз, влево);

«круги» (движения по и против часовой стрелки);

«рекламная растяжка» (длиннющим языком, при очень сильно открытом рте, пишем большими и красивыми буквами свою фамилию, имя и отчество).

Если очень устал язык, нужно сделать сброс: положить на нижнюю губу расслабленный язык и потрясти головой таким образом, чтобы язык болтался из стороны в сторону. В таком положении очень быстро отдыхают все мышцы языка.

 

«Горка»

Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. «Спинку» языка «выкатывать» вперед горкой и убирать вглубь рта.

Это упражнение направлено на развитие и укрепление корня языка и его серединных мышц.

 

 

 

Существуют недостатки речи, которые являются следствием неверной артикуляции, усвоенной с детства. Самый распространенный недостаток – это вялая, неразборчивая речь. В бытовой жизни такую речь можно воспринять как неуважение к собеседнику. Для актера такая речь – прямое указание на его профессиональную непригодность.

Естественно, мы не будем рассматривать проблемы органических нарушений дикции. Интересуют нас лишь функциональные нарушения неорганического происхождения. Такие, как вялая артикуляция, то есть плохая подвижность челюсти, языка, губ. Как следствие невнятной артикуляции – искажение звуков, то есть неправильное выговаривание, к которому относятся следующие типичные дикционные нарушения:

сигматизм (неверное произнесение свистящих  С – СЬ, З – ЗЬ, Ц и шипящих Ш, Ж, Щ,Ч согласных звуков);

ротацизм (неверное произнесение звуков Р – РЬ);

ламбдацизм (недостатки произнесения Л и ЛЬ);

тсякание (звук ТЬ);

 дзякание (звук ДЬ);

отсутствие звуков, то есть выпадение звуков в начале,  середине или конце слова. Например: слово играет  произносится …граетиг…ает или играе…;

замена звука, то есть один звук заменяется другим. Чаще всего заменяются звуки Л – В. Например: колокол произносится какковокол  и т.п.;

неполное произношение сложных звукосочетаний – компрессия слова. Например: «народ» вместо наоборот, «поминать» вместовспоминать, «презент» вместо президент».

Началом занятий по дикции, конечно же, является артикуляционная гимнастика, к которой мы относим тренировку подвижности нижней челюсти, губ и языка (см. Приложение, стр.122).

После активной артикуляционной гимнастики  целесообразно перейти к упражнениям, направленным на  исправление дикционных недостатков.

Сначала мы просим студентов несколько раз произнести звук, проследив при этом, какое положение занимают язык и губы.

Затем подробно объясняем им, какое положение языка и губ считается правильным при произнесении данного звука.

 Теперь мы пробуем правильно произнести звук.

Очень важно научиться правильно произносить звуки русской речи сначала в отдельной позиции (в первую очередь это касается дефектных звуков) и лишь затем вводить их в речевой поток.

 

Слоговые цепочки строятся на сочетании согласных звуков с линейкой гласных

 

 

Толи Толя - кореш Коли, 
толи кореш Толи - Коля. 
Коли Коля - кореш Толи, 
то и Толя - кореш Коли

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz